Автор Елена Юрьевна Балова, дочь воспитателя Детского дома №6 Фроленко Татьяны Григорьевны
В этом детдоме когда-то работала моя мама воспитателем. Отработала она там 10 лет, примерно с 1964 по 1974–ый годы. То, что она проработала там 10 лет, это я знаю точно, потому что помню её фразу, когда она решила сменить работу. Сказала мама тогда примерно такие слова: «Всё по честному: 10 лет я сама в детдоме прожила на государственном обеспечении, 10 лет я государству и отработала в детдоме». Мама воспитывалась в Яренском детском доме, получила там 10-летнее образование и затем поступила в Архангельский Педагогический Институт, окончила «факультет культурных жён» - так называли тогда факультет учителей младших классов. Студенты помимо педагогических наук учились рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах. Мама могла лихо сбацать «Светит месяц» на балалайке или мандолине, могла на гитаре наиграть, а когда дома у нас появилось пианино для младшей сестры, то она быстро и на клавишах что-то умудрилась изобразить. Она отлично рисовала и чертила. Работая в детдоме Соломбалы, мама всегда занималась оформлением праздников, печатала пером и тушью заголовки на больших ватманских листах. Рука у неё была твёрдая, буквы выходили прямо типографские, по крайней мере, мне так тогда казалось. Конечно, были эти навыки приобретены ещё и во времена её детства в яренском детдоме. По-моему все яренские детдомовцы были мастера на все руки. Когда они встречались у нас дома, то пели они здорово, а по их воспоминаниям было ясно, что почти весь их детдом ещё и мастерски отрывал чечётку. Мама, кстати, и меня обучила. Но уже всё это забыто, а тогда, в семидесятые, она могла в чечёточном ритме пробить 21 ступеньку на спуск и на подъём на лестничном марше в нашей пятиэтажке, как-то получалось это дело и у меня одно время. Послевоенное детство на трофейных фильмах в архангельской глубинке особого выбора детдомовцам не давало, досуг организовывали самостоятельно, педколлектив это дело умело направлял в нужное русло. В Яренском детдоме самодеятельные артисты не чурались и классики. Когда «давали «Бесприданницу», то младшие воспитанники с восторгом и обожанием смотрели на своих старших кумиров, ведь главные «взрослые» роли исполняли непременно старшие и самые талантливые ребята, уже и поэтому бесподобно красивые счастливчики. Вживались в атмосферу настолько, что в момент выстрела на сцене, когда несчастная девушка упала на весь зал раздался жалостливый крик маленькой девочки: « Пе-е-тька-а-а… Ли-и-и-дку-у … уби-и-и-и-л!!!» Это была мама.