В этом пустом дворе когда-то стоял дом Нечаевых наших соседей по дому, где мы бывали ежедневно, где мы проводили время, играли еще детьми.

Георгий Нечаев был меня старше на пол года, мы постоянно общались, бывали друг у друга, на днях рождения. Общались и наши родители. Это естественно, мы ведь были соседями.

Лунная ночь, снежная северная зима, большие сугробы, тропинка к сараю, по которой мы ходили за дровами, ходили кормить наших коз, а у нас их, бывало, до 6 голов, которых держали в годы войны и послевоенные время. В этом же сарае находились стойки для животных, вверху имелся сеновал, где хранились сено, корм для животных. Во дворе - большие поленницы дров, свидетельство об огромной подготовке к зиме для частных домов.

Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Зритель-архангелогородец, увидевший мои рисунки, наверняка задаст вопрос: - "Почему художник обращался к этому сюжету несколько раз"? Дело в том что этот дворик в разные годы для меня был всегда разным. Тем более рисунки выполнялись в зимнее время из окна моей матери, из дома напротив. Они выполнены в 1982 и 1985 годах.

Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Старый Архангельск, дом № 64 по улице Поморской, в котором до войны жил герой советского союза Петр Михайлович Норицын, к ним был вход задней части дома. Апрель 1985 г.

Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Этот флигель я рисовал несколько раз, в том числе, писал акварелью. Что касается флигеля, в нем жили двоюродные сестры Георгия Наташа и Валерия Нечаевы. Их отец, Виктор Кузьмич, где-то преподавал, и мать Ольга Михайловна, в девичестве Дмитриева, являлись с большими культурными и благородными наставниками этих замечательных сестренок, разница в возрасте которых составляла 5 лет. Быт этой дружной семьи проходил за любимыми занятиями, вышиванием, чтением книг, сбором коллекции открыток - большим интересом отца к культуре живописи. Семья вела тихий образ жизни с уважительным отношением ко всем членам Нечаев ского двора.

Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Это дом наших соседей, здесь мы бывали ежедневно, где мы проводили время, играли еще детьми, проводили время в саду, постоянно общались между собой, общались наши родители, бывали друг у друга на днях рождениях, и все это остается в нашей памяти.

Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Этот одноэтажный дом построен в конце 19 века, выходцем из крестьян - Иваном Егоровичем Воронцовым, с общей площадью 440 кв. сажен, с ледником. Дом имел большой двор, не плодоносящий сад и другие постройки по переписи 1914 года. Стоил 920 рублей, так записано в регистрационном документе полицейского управления.

Автор: Нефедьев Станислав Григорьевич (1925-1961). 1946 год. Холст, масло.

Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области "Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"

Справа, предположительно, гостиница "Урал"

Автор: Сараев Владимир Васильевич (1926-1993). 1960 год. Картон, масло

Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области "Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей"

Панорама старого Архангельска в фойе Архангельского мединститута. Можно развернуть на весь экран

 

Каким был Архангельск в давние времена, можно представить только по открыткам и фотографиям, самые ранние из которых датируются 70-ми годами 19 века.

В 1981 году Архангельскому музею изобразительных искусств удалось приобрести у одного московского коллекционера альбом акварелей с видами Архангельска и Финляндии. Долгое время художник оставался неизвестным, но несколько лет назад музейщики установили, что автором акварелей является Валериан Емельянович Галямин.

Самое ценное в работах Василия Степановича Вежливцева то, что в них запечатлены исторические перемены в облике Архангельска: будь то строительство моста или возведение многоквартирных высоток. Художник работал в разных техниках: это и линогравюра с ее конкретикой, и гравюра на картоне с ее тональными возможностями, и литография. Вежливцев много ездил по родному северному краю, был частым гостем на Кий-острове, Соловках, в Вавчуге, в Ломоносове, в Верколе...

Эти рисунки - из альбома И.И Телятьева "Виды Архангельска", начало XX века. Больше информации ни об альбоме ни об авторе нет. Если Вы что-то знаете - пишите в комментариях.

 

Александр Михайлович Позднышев родился 5 апреля 1947 года в Волгоградской области.

с 26 января по 30 марта 2013 года в усадебном доме Е.К. Плотниковой прошла выставка "Архангельск Германа Кононова"

Популярное